Вид на ул. Карла Маркса. Фото: Алексей Елаш.

Проект реализуется при поддержке Сбербанка

Карла Маркса в Хабаровске начинается с дома № 35 – это Дальневосточный государственный медицинский университет. Такая нумерация объясняется просто: в 1992 году улицу Карла Маркса, которая тянулась от Амура до Авиагородка, разделили на две, вернув участку улицы от Комсомольской площади до площади имени Ленина историческое название – Муравьева-Амурского.

Это не первое переименование главной улицы Хабаровска. Изначально, еще в XIX веке, она именовалась Средняя гора, затем Уссурийская. Правда, и заканчивалась улица в районе нынешней площади им. Ленина. То, что сейчас именуется улицей Карла Маркса, изначально было холмом, густо заросшим тайгой. Постепенно его очищали от деревьев, и стала просматриваться улица. С каждым годом значение ее росло. С 1898 года она уже называется улица Большая, затем - Хабаровская, и только после смерти графа Муравьева-Амурского, в 1898 году улице присвоено имя Муравьева-Амурского.

26 июня 1923 года главную улицу Хабаровска назвали в честь Карла Маркса - немецкого общественного деятеля, одного из основоположников социализма, на которого при построении коммунизма ориентировался сам Ленин, да и все остальные последователи. Поэтому-то улица или даже проспект Карла Маркса есть в каждом городе на постсоветском пространстве, и как правило, это центральная улица.

Но вернемся в Хабаровск. Еще через месяц улицу, проходящую по соседней горе, из Барановский сделали Ленина. Позже остряки променад с Ленина на Карла Маркса между собой называли «спуститься с лысого и подняться на бородатого».

Карла Маркса – советская улица не только по названию, но и по архитектуре: активно застраивать ее начали при Сталине, поэтому и постройки, идущие от площади имени Ленина в сторону аэропорта – «сталинки». Из дореволюционного тут, пожалуй, только пожарная часть на пересечении с улицей Петра Комарова: да и то, построили ее в 30-е годы прошлого столетия, но из кирпича, который взяли из разрушенного Успенского собора на Комсомольской площади.

В эпоху «развитого социализма» Карла Маркса стали делать «улицей с открытки»: постепенно убирать деревянные дома, а на их месте возводить «высотки». Образцово-показательная из них – 14-этажка напротив Музыкального театра, на первом этаже которой разместилась картинная галерея имени Федотова.

Впрочем, совсем без бараков на Карла Маркса не обошлось – их целая «грядка» в районе пересечения с улицей Выборгская, а один даже влачит жалкое существование аккурат напротив мэрии Хабаровска.

Карла Маркса от площади имени Ленина до улицы Ленинградская – привет из 30-х годов ХХ века: застраивали ее именно в эти годы. Тут вам и «Дом со львами» (Карла Маркса, 43), и аж два парка – детский имени Гайдара и городской «Динамо», и Педагогический институт с единственным в городе памятником Пушкину возле него.

Недалеко от «педа», на пересечении Карла Маркса и Ленинградской, высится автомобильная развязка – одна из первых, построенных в постсоветский период. Она проходит на уровне второго этажа жилой пятиэтажки (Карла Маркса, 78), и при строительстве всем жильцам, чьи окна выходят на Карла Маркса, обещали пластиковые окна – страшно дорогая штука в 2000 году! Но, как видно, обещание осталось невыполненным.

В районе остановки «Павленко» на Карла Маркса находится огромная территория, огороженная забором – это склады. Вообще-то еще 20-30 лет назад на их месте предлагалось построить бизнес-центр, но этим планам пока не суждено сбыться. Зато бизнес-центр построили напротив, но уже больше 10 лет не могут ввести в эксплуатацию.

Исторические виды ул. Карла Маркса.

Есть на Карла Маркса так называемый «овраг смерти», куда во времена Гражданской войны и японской интервенции на Дальнем Востоке скидывали тела убитых красноармейцев, им сочувствующих и рядовых горожан, в том числе, пострадавших в результате «белого террора» атамана Калмыкова. Доподлинно число жертв до сих пор неизвестно, но разные источники говорят о тысячах убитых. В 1953 году «овраг смерти» засыпали, а в 1960 году появился монументальный «Памятник партизанам» с фигурой пролетария-бойца, склонившего в скорби голову и сжимающего в руке склоненное к земле знамя.

Через пару кварталов в сторону аэропорта Карла Маркса пересекается с улицей Выборгская, где долгое время располагался крупнейший международный торговый центр, прозванный в народе «барахолка», где свои товары предлагали тысячи торговцев из Китая, Вьетнама и других азиатских стран. Все было классически: джинсы меряли под открытым небом, стоя на картонке, а в переполненных автобусах вовсю орудовали карманники.

Кстати, по Карла Маркса проходит троллейбусный маршрут № 1 «Аэропорт – Комсомольская площадь» Между тем, в России два города, где в аэропорт (или из аэропорта) можно доехать на троллейбусе. Это Симферополь и Хабаровск. В Хабаровске троллейбусы появились в январе 1975 года. В разные годы количество маршрутов достигало пяти. Сегодня работает лишь маршрут №1.

В конце улицы Карла Маркса располагается основанный в 1932 году плодово-ягодный декоративный питомник, названный в честь Артемия Максимовича Лукашова – известного дальневосточного селекционера, который трудился в Хабаровске в первой половине XX века. Именно его стараниями на свет появились морозоустойчивые сорта дальневосточной груши и яблони. Достижения Лукашова высоко оценил сам Мичурин, а продукция питомника была представлена в Москве на ВДНХ.

В районе «Стрелка» Карла Маркса разветвляется на два шоссе: Матвеевское и Чернореченское. В 90-годы ХХ века на перекрестке стоял так называемый «стакан» - стационарный пост ГИБДД в виде круглого киоска. Но «благодаря» стараниям местных хулиганов, он неоднократно горел, и в итоге его пришлось убрать вовсе.

Кстати, на Карла Маркса довольно часто встречаются адресные таблички, где имя и фамилия немецкого философа почему-то написаны через тире.

Улица Карла Маркса на карте Google

Галерея "Голоса улиц"