Окончание ул. Краснореченской, примыкающее к центру Хабаровска, и новый микрорайон U-city. Фото: Алексей Елаш.

Проект реализуется при поддержке Сбербанка

Краснореченская – одна из самых протяженных улиц Хабаровска, она является как бы продолжением Владивостокского шоссе и связывает южную часть города с его центром. Так как дорога вела изначально в пригородный поселок Красная Речка, а в самом своем начале пересекала речку Красная, то и название улица получила соответствующее, и долгое время именовалась именно шоссе.

Бурное развитие Краснореченская получила в 60-е годы, когда в Хабаровске стали застраивать целыми микрорайонами. Их тогда называли кварталами. Таких вдоль Краснореченской было несколько: институт культуры, МЖК, Сурикова, Стройка. Принцип был такой: предприятие и рядом жилмассив для его работников. Исторически сложилось, что вдоль Краснореченской расположилось больше десятка заводов и фабрик.

Первое приметное место на Краснореченской, если въезжать в Хабаровск с юга, авторынок «На Монтажной», где до сих пор еще теплится жизнь и можно приобрести поддержанную японскую «праворульку». Правда, «благодаря» запретным пошлинам, оборот рынка «бэушных» авто с каждым годом все меньше и меньше.

Далее при продвижении на север появляется 29 квартал. Правда, под этим названием его никто не знает – он больше известен как «56 школа». Это был один из первых районов компактной застройки, где к концу 1960 года построили больше десятка 5-этажек. У жителей было все для комфортного проживания: магазины, детские садики и школы, площадь и Дом культуры, и свой кинотеатр «Восход», который вот уже больше 10 лет никакое кино не показывает, а прямо в зрительном зале предприимчивые китайцы устроили автосервис.

Следующая «заброшка» буквально через пару километров – Хабаровский масложиркомбинат. Само предприятие сегодня работает, но в гораздо меньших масштабах, чем во второй половине ХХ века, когда это был крупнейший комбинат по производству масла, маргарина и майонеза на Дальнем Востоке. Да и территория МЖК сократилась в несколько раз. Стоит отметить, что при этом продукция поставляется в Японию и Китай.

Еще через пару сотен метров – Хабаровский мелькомбинат. Тоже легенда советских времен, ныне неработающая, цеха которого занял продуктовый гипермаркет. А вот дальше ближе к центру большой кусок Краснореченской был вотчиной частного сектора, который расселили лишь в первой декаде 2000-х годов, построив на его месте микрорайон Спутник - по названию кондитерской фабрики, которую в начале ХХI века «успешно» приватизировали москвичи, оставив жителей Хабаровска без «Птичьего молока», «Аленки» и, конечно же, «Вечернего Хабаровска».

Исторические фото ул. Краснореченская.

Идея компактного многоэтажного строительства пришлась по вкусу, и вскоре на Краснореченской появился второй схожий микрорайон, названный в честь пересекающей улицы Флегонтова. Здесь же раскинулся знаменитый парк имени Гагарина. Известен он тем, что на его территории в мае 1962 года первый человек, покоривший космос – Юрий Гагарин – посадил две лиственницы. В Хабаровске он очутился по дороге из Японии, и это был уже его второй визит.

Вскоре после этого исторического посещения безымянный парк стал именным. В его истории также были взлеты и падения, запустение и бесхозность, но в последние годы парк был реконструирован, при этом сохранилась его «космическая» направленность: здесь построили развлекательный центр «Космопорт», кинотеатр, где залы называются «Марс», «Юпитер» и «Сатурн». На территории парка также находится хабаровский цирк.

Недалеко от парка - институт искусств и культуры, перед входом в который в 1996 году был установлен памятный знак репрессированным. Дело в том, что на этом месте находилась пересыльная тюрьма системы ГУЛАГ, а на рядом расположенной железнодорожной станции формировали эшелоны: кого на Колыму через Ванино, а кого через Приморье. Здесь транзитом проходил Осип Мандельштам, которому было суждено попасть под Владивосток и уже оттуда не вернуться. Недавно общественники предложили 3-й Путевой переулок, выходящий на Краснореченскую, переименовать в переулок Осипа Мандельштама, но эта идея не нашла поддержки.

Проходя вдоль Первого микрорайона, Краснореченская переходит в улицу Волочаевская. Здесь сейчас активно строится новый микрорайон Ю-сити с одной стороны и Петроглиф – с другой.

В начале 2000-х над Краснореченской в этом месте построили автомобильную эстакаду, которая соединила улицу Павла Морозова и проспект 60-летия Октября. За последние лет 10 Краснореченская в принципе сильно изменилась как транспортная артерия. Виной тому масштабное наводнение 2013 года на Амуре: вода тогда до Краснореченской, конечно же, не дошла, но из-за затопленной Пионерской и Павла Морозова весь трафик переместился на нее и очень быстро улица пришла в негодность.

В 2015 году началась масштабная реконструкция Краснореченской, которая длится до сих пор: дорогу расширили до двух полос в каждом направлении, сделали дополнительные места для поворотов, а при движении с юга на север появилась выделенная полоса для общественного транспорта. Тогда же с Краснореченской исчез единственный на всем ее протяжении подземный пешеходный переход в районе остановки «Судоверфь», который каждый раз топило после дождей. Но неизменной осталась трамвайная линия маршрута № 1 – самая протяженная на всем Дальнем Востоке.

Улица Краснореченская на карте Google

Галерея "Голоса улиц"