Вид на проспект 60-летия Октября. Автор фото: Алексей Елаш.
Есть в Хабаровске один-единственный проспект: 60-летия Октября. Длинный и широкий, но при этом промышленный и оттого весьма мрачный. Добавляют пессимизма и многочисленные бараки, растянувшиеся вдоль всего проспекта. Вообще-то их должны были снести еще в первой половине 80-х годов прошлого века, но... нет ничего более постоянного, чем временное: бараки стоят, периодически горят, их ремонтируют и, похоже, это надолго.
Нашему проекту по изданию книги об истории обретения Россией Приамурья "Петербург-на-Амуре" нужна ваша поддержка!
Подробнее: на Planeta.ru и официальном сайте "Петербург-на-Амуре".
Проспект 60-летия Октября тянется через весь Железнодорожный район - от улицы Суворова до Карла Маркса. Кстати, именно на проспекте находятся три первые автомобильные однотипные развязки. Это заезды в Южный и Первый микрорайоны, а также пересечение с улицами Карла Маркса и Большая.
Изначально одна из самых длинных улиц Хабаровска называлась Дунайская. Но 10 октября 1977 года, в юбилейный для ВОСР - Великой Октябрьской Социалистической Революции - год, решением горисполкома Дунайская была переименована в проспект 60-летия Октября. К ней также присоединили улицу Гаражная, которая проходила от «Самолета» в сторону Большой и действительно на ней было много всевозможных гаражей предприятий, в том числе и ХПАТП-1: Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие.
Вот цитата из того приказа: "Пункт два: обязать культурный отдел горисполкома провести митинг по этому поводу с обязательной отчётностью".
Активное освоение Гаражной началось во второй половине 50-х годов прошлого века, когда сюда стали переселять тех, кто жил в самом центре Хабаровска – по берегам речек Плюснинка и Чардымовка, которые в те годы начали прятать в коллектор, а на их месте устраивать Уссурийский и Амурский бульвары, соответственно. К тому же на Гаражной затеяли строительство крупного производства – Хабаровской швейной фабрики, известной теперь в городе, как «Сингапур».
Гаражная (впрочем, как и Дунайская) были (да и остаются) улицами мрачными, но им посвящали стихи (!). Вот, какие строки написал Михаил Асламов (позже он долгое время возглавлял краевую организацию писателей):
Гаражная – негромкое названье, А потому оно вполне подходит Для улицы рабочей, без реклам. Живут на этой улице шоферы, Суровые и прочные, как МАЗы (А в сущности, нежнейшие ребята, Особенно с сынами на руках); А также проживают журналисты, Упрямые, как факт передовицы! (Покладистый, скажу я вам, народ, Когда приходит время поделиться Своим добром с товарищем в беде). И есть на этой улице рабочей Поднявшийся над прочими домами Остроугольный стооконный дом Из кирпича, железа и стекла… Когда погасят люди в окнах свет (А это значит, что шоферы спят И вскрикивают, если им приснится Инспектор, делающий на правах прокол); А также значит, журналисты спят, Посмеиваясь добрыми губами (Наверно, над удачным фельетоном), - Тогда тот дом походит на корабль Неясных форм, загадочный и мнится: Из будущего в этот старый город. Опережая время, он плывет, Деревья обливая белым светом. И фонари мигают, словно створы. И город зыбок, будто океан… Но наступает медленно реальность – И фабрикой становится корабль. И девушки веселые (как эхо, Когда в горах смеется человек) Склоняются к немолкнущим машинам – И белые бесхитростные строчки Бегут, как строчки белого стиха! И вот что важно – я прошу заметить – Спят люди. Крепко спят. А в это время Готовят вещи, нужные для них: Рубашки, чтобы было в чем пойти С любимой на веселый званный ужин, И распашонки розовым младенцам, Капризным, как непризнанные гении… И девушки торопятся, как будто К утру все нужно кончить и тихонько По адресам обновки разнести. А утром в них оденутся шоферы – И станут развозить в автомобилях Людей по магазинам и театрам, Кирпич для новых школ и уголь… И много дел великих совершат Шоферы, обновленно ощущая Хрустящие спецовки на плечах. И солнечные гордые младенцы Обмочат благодарно распашонки. (Пока лишь это способ им известен, Чтобы выразить немыслимый восторг!) И так начнет идти от сердца к сердцу По городу Большая Благодарность: Так фабрика – активная молекула - Реакцию цепную породит: Добро о сердце высекает искру И для добра воспламеняет сердце – И не было б реакции предела, Когда бы черствых не было сердец. Гнилых, а значит – неспособных вспыхнуть!.. А девушки не видят и не слышат, Как благодарно я шепчу – «спасибо» И улыбаюсь, прежде чем уснуть.
Долгое время проспект, как его для краткости именуют хабаровчане, на отрезке от автомобильной развязки, ведущей в Первый микрорайон, до памятника "Самолет" был разделен надвое широким "островком безопасности" - с большими тенистыми тополями: перейти дорогу здесь возможно было только за два светофора.
Затем проспект реконструировали, "островок безопасности" заменили металлическими отбойниками, на которые часто - как мясо на шампур - нанизываются автомобильные лихачи; появилась эстакада, соединившая "Дальэнергомаш" с Восточным шоссе, из-за чего памятник "Самолет" пришлось перенести вглубь микрорайона ДОСы - при этом на постамент был водружен другой истребитель-бомбардировщик Су-7Б; закрылся железнодорожный переезд в районе автобусного парка; появились пешеходные надземные переходы в районе остановок "Южнопортовая" и "Юбилейная" (сегодня они производят удручающее впечатление, а инвалидам-колясочникам эту преграду точно не преодолеть), а по проспекту пошли троллейбусы (правда, ненадолго). Неизменными остались те самые пресловутые бараки.
Одно время после реконструкции участок проспекта 60-летия Октября в районе "двух переездов" был излюбленным местом ночных гонок в дисциплине "драг-рейсинг". Нелегальных, конечно же. Любители скорости умудрялись даже на время заездов перекрывать движение по проспекту: в одну из таких ночных «ловушек» даже угодил высокопоставленный работник прокуратуры, после чего с рейсерами начали активно бороться.
Сегодня все это уже история. Кроме бараков, конечно же, которые остаются суровой реальностью Хабаровска.
Исторические фото проспекта 60-летия Октября.