Улица Кочнева. Автор фото: Алексей Елаш.
Улица Кочнева находится в одном из четырех «городков» Хабаровска - Авиагородке.
Это небольшая улица, которая под углом отходит от Матвеевского шоссе и упирается в первую платную дорогу Хабаровского края - автомобильный обход Хабаровска.
До 1965 года улица называлась Пилотов, но 7 мая - в преддверии 20-летия Победы в Великой Отечественной войне - было принято решение о ее переименовании в улицу Кочнева.
Владимир Георгиевич Кочнев – Герой Советского Союза, летчик.
Родился он 31 мая 1914 года в Иркутской области (по другим данным – на небольшой станции Загарино Читинской области) в семье железнодорожного рабочего. Затем были школа, училище (так называемая «фазанка»: школа фабрично-заводского ученичества, такие существовали в СССР до 40-х годов прошлого века) и работа слесарем на Читинском вагоноремонтном заводе. Однако Владимира всегда манило небо, и параллельно с работой в депо, он учился в лётной школе в Чите.
В 1935-1939 годах Кочнев учился в Тамбовской школе гражданского воздушного флота, по окончании которой переехал в Хабаровск и стал летать по бескрайним дальневосточным просторам, перевозя пассажиров, почту и грузы на маленьком самолете. Служил в санитарной авиации. Некоторое время был начальником учебно-тренировочного отряда.
Нашему проекту по изданию книги об истории обретения Россией Приамурья "Петербург-на-Амуре" нужна ваша поддержка!
Подробнее: на Planeta.ru и официальном сайте "Петербург-на-Амуре".
С началом Великой Отечественной войны Владимир Кочнев просится на фронт, но его не отпускали больше года - летчики были нужны и в тылу. Ему так и сказали: «Фронту нужен металл». И отправили забрасывать геологов в самые отдаленные и глухие таежные места Приамурья.
Лишь в сентябре 1942 года, предварительно пройдя трехмесячную подготовку в летном центре Новосибирска, он направляется в действующую армию, причем, в дальнюю авиацию.
За годы войны Кочнев прошел путь до заместителя командира эскадрильи 26-го гвардейского авиационного полка 2-й гвардейской авиационной дивизии 2-го гвардейского авиационного корпуса, стал гвардии капитаном. Попросту говоря, он был одним из ночных охотников-бомбардировщиков: совершил почти 200 боевых вылетов на самолетах ИЛ-4 и А-20-Ж. Последний – это американский двухмоторный «Бостон» с индексом G, который советские летчики читали как Ж.
Кочнев бомбил железнодорожные станции, аэродромы, позиции противника, помогал прорвать блокаду Ленинграда, бомбил Хельсинки, военные объекты в Кёнигсберге и Данциге. Во время Курской битвы бомбил железнодорожные узлы в Брянске и Полоцке. Он был удостоен двух Орденов Красного Знамени, Ордена Отечественной войны I степени и медали за оборону Сталинграда, Ленинграда и Москвы.
Глядя на плацдарм боевых действий с высоты и забираясь в глубокий тыл к врагу, Кочнев был уверен, что война закончится в 1943 году. Об этом он писал в письме своей супруге. К сожалению, Кочнев не только ошибся с датой окончания войны, но и не дожил до этого счастливого момента.
15 апреля 1944 года перед экипажем Кочнева была поставлена боевая задача: в темноте блокировать аэродром на мысе Херсонес, а затем с малой высоты обстрелять ракетами и пушечным огнем фашистские суда на рейде Северной бухты. Задание было блестяще выполнено, но в условиях низкой облачности он не смог посадить машину на аэродроме Борисполь под Киевом и рухнул на землю: самолет не попал на полосу, прошел правее ее, зацепился консолью за землю и взорвался.
Командир и весь его экипаж погибли. Их так и похоронили вместе у небольшого озера в центре села Великая Александровка.
4 месяца спустя - 19 августа 1944 года - Владимиру Кочневу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Примечательно, что Героя «делят» между собой сразу три города, где он успел отметиться: Иркутск, Чита и Хабаровск. И ведь для каждого из этих городов Владимир Кочнев свой: в Иркутской области он родился, в Чите вырос и учился летать, а из Хабаровска, где он работал, был призван на фронт. Впрочем, память о нем сохранили везде: в Хабаровске это улица Кочнева, в городе Хилок Читинской области (ныне Забайкальский край) его именем названо профессионально-техническое училище №3 (та самая «фазанка»), а на станции Загарино установлен обелиск.
Кочнев Владимир Георгиевич. Фото из открытых источников.