Вид на ул. Дончука. Автор фото: Алексей Сахно.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Улица Дончука названа именем Героя СССР, участника Великой Отечественной войны – Василия Ивановича Дончука.

Встречаются два варианта написания фамилии: Дончука – так обычно написано в официальных документах, и Данчука – именно на google картах и адресных табличках. Впрочем, большинство фактов говорит, что правильно все же Дончука. Встречается документ, где родственники подавали «прошение», чтобы их фамилию указывали как Дончука. Да и в наградных листах фамилия героя пишется через О.

Родился Василий Иванович в 1910 году в Киеве в семье крестьянина, работавшего смотрителем здания и столяром при Первой киевской гимназии. Когда Василию было 10 лет, отец умер и матери пришлось много работать, чтобы прокормить троих детей. Василий, старший брат Владимир и сестра Надежда много времени проводили на улице, просили милостыню, связались с беспризорниками и в итоге на пять лет оказались в детском доме, который располагался в Покровском монастыре. Там Вася встал на путь исправления: стал пионером, вступил в комсомол.

После школы Василий Дончук закончил фабрично-заводское училище и в 1930 году по комсомольской путевке отправился токарем на Сталинградский тракторный завод, где быстро стал мастером цеха.

Но Василий хотел в небо. Сначала он отучился в аэроклубе, а затем закончил военную школу морских летчиков в Краснодарском крае, после чего отправился служить в Московский военный округ, где быстро дорос до должности начальника летной части, совмещая с работой инструктором аэроклуба Осоавиахима.

Однажды на теннисном корте в парке Центрального Дома Красной Армии он предложил девушке сыграть в теннис. Так он познакомился со своей будущей супругой Ларисой Филипповной, с которой они вместе и отправились на Дальний Восток. У них родилась дочь Наталья.

В Хабаровске Дончук стал гражданским пилотом, с 1935 года работал начальником лётной части и лётчиком-инструктором в аэроклубе, а в 1936 году пилотом отправился на Камчатку. Он перебрасывал исследовательские партии геологов, летал к зимовщикам полярных станций, к жителям тундры и Заполярья. За три года провел в воздухе 2100 часов и пролетел более 350 тысяч километров над непроходимой тайгой, морями, реками и тундрой.

В 1937 году, когда на юге Дальнего Востока возросла напряженность в Маньчжурии, Дончука сняли с северных трасс и призвали в армию. Уже на следующий год он принял участие в боях у озера Хасан. Правда, успел сделать лишь один боевой вылет на самолете МП-1 бис по «особому заданию командования Тихоокеанского флота», но за это получил премию, которую потратил на покупку нового мотоцикла.

Вернувшись на Камчатку, Василий Дончук неожиданно понижен до авиатехника, а затем становится фигурантом уголовного дела по популярной в те годы 58-й статье ("Измена Родине"). 30 декабря 1938 года Дончука арестовали, а через 7 месяцев осудили. Но затем дело прекратили, летчика отпустили, и Дончук возвращается в небо.

После этого случая Дончук возглавляет авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «БАМпроект». Возможно, таким чудовищным образом «чекисты» попросту переманили его к себе на работу. Дончук занимался разведкой будущей трассы Байкало-Амурской магистрали.

Весной 1941 года (по другим данным, осенью 1940 года) Василий Иванович направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы, который базировался в Республике Коми, откуда пилоты совершали вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар: производили ледовую разведку, доставляли грузы.

Герой Советского Союза Василий Дончук. Фото: Книга памяти Украины.

Когда началась война, Дончук попросился на фронт, но его не отпускали почти до конца года. И лишь в ноябре он на своем маленьком самолете П-2 вместе с бортмехаником Владимиром Лосевым отправился добровольцем на самый протяженный – Карельский фронт.

Боевые летчики сразу приняли новичков за своих: парни прилетели на собственном самолете, имея за плечами богатый опыт полетов на Дальнем Востоке и в Заполярье. Дончук и боевые задания брал самые сложные: осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя раненых и военные донесения, а также обеспечивал доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп. Когда этого летчику показалось мало, он решил приделать к своему почтово-багажному самолету бомбы, превратив его тем самым в легкий бомбардировщик. Так и бомбили на «почтовиках» до мая 1942 года.

В январе 1943 года за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а от Центрального штаба партизанского движения — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Но Дончук хотел в большую авиацию и в итоге добился своего: после переобучения его пересадили на бомбардировщик Douglas A-20 «Бостон». В ноябре 1943 года его назначили командиром эскадрильи ближнебомбардировочного полка, а в апреле 1944 года, когда Карельский фронт начал подготовку к решающей наступательной операции, Василий Иванович был назначен командиром 108-й отдельной разведывательной эскадрильи.

На фронте очень пригодился его опыт полетов на Дальнем Востоке, особенно над морем, когда из-за низкой облачности приходилось летать на сверхмалых высотах. На фронте также пришлось «прижиматься» к воде, чтобы оставаться незамеченными для противовоздушной обороны. А еще пригодился его опыт работы инструктором авиаклуба в Хабаровске. На фронте, когда эскадрилья несла большие потери и необходимо было как можно скорее вводить в строй молодых летчиков, командир Дончук смешивал экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот.

К осени 1944 года на его счету было 270 вылетов на дальнюю разведку объектов, бомбардировку важных промышленных объектов противника, аэродромов, железнодорожных станций. Общий налет Дончука составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолетов. За успешное выполнение заданий его представили к званию Героя Советского Союза, но за 11 дней до выхода соответствующего Указа его экипаж не вернулся из-за линии фронта.

Случилось это 21 октября 1944 года при выполнении боевого задания. Василий Дончук со стрелком-радистом Афанасием Сергеевым отправились на выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса, где шли тяжёлые бои. Экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась. На базу экипаж не вернулся.

В 2014 году норвежские историки Михаэль Стокке и Руне Раутио предположили, что «Бостон» Дончука до сих пор лежит на дне фьорда на глубине 40-70 метров недалеко от берега в районе коммуны Нессебю. Именно там местные жители видели падающий горящий самолет. Стоит отметить, что место гибели Дончука и Сергеева неизвестно до сих пор. Василий Иванович Дончук получил звание Героя Советского Союза посмертно, 2 ноября 1944 года.

7 мая 1965 года улице Штурманской в Железнодорожном районе Хабаровска назвали в честь Василия Дончука. Его именем также названа расположенная неподалеку школа № 41, а на здании хабаровского аэроклуба установлена мемориальная доска, которая гласит, что Василий Дончук был его воспитанником.

Редкие архивные кадры показывают жизнь летчиков в 1940-х: на Дальнем Востоке в минуты мира; на фронте в годы войны. На фото - Герой Советского Союза Василий Дончук, источник: Книга памяти Украины.

Donchuka Street on the Google's Map

"Street's Voice" Gallery