Вид ул. Русская. Фото: Оксана Воробьёва.

Проект реализуется при поддержке Сбербанка

Изначально улица Русская во Владивостоке называлась Великорусская, так как недалеко от нее находилась еще и улица Малорусская. 5 июля 1960 года она была переименована в улицу Русская (Малорусская тогда же стала Украинской). В это же время на улице начался снос старых деревянных зданий и строительство нового микрорайона с современными на тот момент многоквартирными домами. Именно в 1960-1970-е годы улица Русская обрела тот облик, который во многом сохраняет до сих пор.

Начинается Русская от железнодорожной станции Вторая Речка, которая была построена в 1893 году и первоначально называлась разъезд 8 верста. Станция под современным названием впервые упоминается в середины 1930-х годов - отмечена на карте 1935 года. Вторая Речка — узловая станция Владивостока на 9279 километре Транссибирской магистрали. В годы Великой Отечественной войны здесь формировались эшелоны для отправки на фронт - об этом гласит мемориальная табличка на старом здании станции. В 2012 году на станции был построен новый терминал для электропоездов и аэроэкспресса, связавшего город прямым сообщением с аэропортом Кневичи.

В 1930-е годы недалеко от станции, на месте нынешнего автовокзала и вдоль железнодорожной линии был расположен исправительно-трудовой лагерь Владлага «Вторая Речка». Его часто путают с пересыльным лагерем на Моргородке, где скончался Осип Мандельштам, но это разные лагеря. Пересыльный лагерь был в системе Дальлага и служил перевалочным пунктом для отправки заключенных на Колыму, а ИТЛ на Второй Речке был стационарным. ИТЛ «Вторая Речка» был создан в 1935 году, и заключенных из этого лагеря отправляли на работы во Владивосток и его окрестности. Труд заключенных использовался на стройках и предприятиях Владивостока, в частности, руками заключенных построено водохранилище на Седанке, гостиница «Красный Владивосток» (впоследствии здание Дальневосточного института советской торговли), многие жилые здания в городе. Кроме того, заключенные ИТЛ «Вторая Речка» работали на рыбных промыслах.

Далее, в районе пересечения нынешней улицы Русская и проспекта 100-летия Владивостока находился старый аэродром, построенный в 1915-1917 годах. Поначалу здесь располагался авиаотряд Владивостокской крепости, позже выполнялись почтово-пассажирские рейсы гражданской авиации, а затем, в конце 1930-х годов, он был передан под военный аэродром ТОФ. Сейчас от бывшего аэродрома осталось только здание штаба военно-морской авиации ТОФа (ул. Русская, 21-а), у которого установлен вертолет морской авиации Ка-25.

Но, наверное, самым известным зданием на улице Русская является дом № 48 или «дом самоубийц». Построенное в 1970 году, это было самое, на тот момент, высокое здание не только во Владивостоке, но и на всем Дальнем Востоке. Кстати, пожарные акт приемки здания не подписали, потому что тогда в городе не было автоматических выдвижных лестниц, способных подняться на высоту 16-го этажа.

Экспериментальный 16-этажный дом так называемой "алма-атинской" серии заложили в год 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Возводить первую дальневосточную высотку доверили тресту "Жилстрой-2", а панели отливали на Владивостокском домостроительном комбинате. Строили дом ударными темпами и сдали в декабре 1970 года.

К дому сразу прилип ярлык “элитарный". Квартиры здесь были только 2-х и 3-х комнатные, с большими кухнями и лоджиями в каждой комнате. Во всех квартирах был паркет, а на кухнях – кафель. Кроме того, во Владивостоке это был первый жилой дом с двумя лифтами: грузовым и пассажирским. Даже сейчас квартиры в этом доме одни из самых дорогих в городе.

Первыми новоселами "элитарной" высотки были офицеры штаба морской авиации ТОФ, советские и партийные работники. Но были также строители, архитекторы, учителя.

Современные виды ул. Русская, Владивосток. Фото: Оксана Воробьёва.

В 1982 году 16-этажка прославилась на весь Советский Союз, попав на открытку, выпущенную почтой СССР тиражом в 200 тысяч экземпляров. В те годы дом на Русской, 48 стал своеобразным символом Владивостока и одновременно “бельмом на глазу”. Здешние новоселы с первых дней проживания познали, каково жить в "элитарной" высотке у всех на виду. Дабы не портить фасад, его жильцам категорически запрещалось стеклить лоджии и развешивать на них какую-либо одежду, особенно нижнее белье. Белье приходилось сушить на придомовой площадке.

В начале 1980-х годов образцовый дом украсили рекламой "Летайте самолетами Аэрофлота!", а весной 1984 года тяжеленную рекламную вывеску ураганным ветром сорвало с крыши. Аборигены говорят, что железный "Аэрофлот", царапая стену, падал с жутким грохотом. Многие подумали, что началась землетрясение. Дело было днем, и лишь по счастливой случайности обошлось без жертв.

Жертвы появились по собственной инициативе. С самого начала эксплуатации дом облюбовали самоубийцы, поскольку полет с крыши или с 16-го этажа обеспечивал 100-процентную гарантию ухода из жизни. Первой самоубийцей стала 26-летняя женщина с онкологическим заболеванием из соседней 5-этажки. Всего же, по мнению старожилов дома, за всю историю высотки здесь произошло около 12 суицидов. При этом все самоубийцы жили в соседних домах и лишь одна девушка, чтобы свести счеты с жизнью, приехала из пригорода.

После постройки в городе небоскребов и моста через Золотой Рог, который сейчас является «любимым» местом для самоубийц, популярность 16-этажки среди них упала. Последний случай, связанный с падением, правда, счастливый, был зафиксирован в июне 2005 года. Тогда 23-летний ревнивец пытался сбросить с крыши молодую девушку, но консьержка Валентина Бачинская самоотверженными действиями помешала преступнику.

В самом конце улицы Русская находится завод «Варяг» (ул. Русская, 94) — единственный в России завод по производству электрогидравлических агрегатов. «Варяг» выполняет спецзаказы ТОФ, а также производит работы по ремонту, модернизации и производству систем управления морских кораблей, судов, глубоководных аппаратов и другого судового оборудования.

Улица Русская на карте Google

Галерея "Голоса улиц"