Современный вид ул. Светланская. Фото: Оксана Воробьёва.

Проект реализуется при поддержке Сбербанка

Улица Светланская — главная улица Владивостока. За свою историю она трижды меняла свое название. Изначально имя улице дали отцы-основатели Владивостока, и называлась она Американская — в честь корвета «Америка», первого русского корабля, который вошел в бухту Золотой Рог.

Пароходо-корвет «Америка» был построен в Нью-Йорке в 1856 году по заказу российского правительства. Водоизмещение 554 т, длина 50,3 м, ширина — 8,6 м. Мощность паровой машины 140 л.с., кроме того, имел парусное вооружение. На борту было установлено восемь орудий. В 1856 году прибыл в Николаевск-на-Амуре и был включен в состав Сибирской флотилии. Как флагман участвовал во всех важнейших событиях истории русского Дальнего Востока середины XIX века: ходил с дипломатической миссией графа Путятина в Китай, под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского исследовал неизведанные берега Южно-Уссурийского края, в том числе, экипаж «Америки» открыл залив Находка. В 1859 году стал первым русским кораблем, посетившим бухту Золотой Рог.

Поначалу на Американской улице стояли лишь военные сооружения, но уже в 1861 году, через год после основания Владивостока, здесь появился дом первого гражданского жителя города - купца Якова Семёнова.

Купец 2-й гильдии Яков Лазаревич Семёнов прибыл из Николаевска-на-Амуре и быстро разбогател, отправляя в Китай и Корею морскую капусту, которой изобилуют бухты близ Владивостока. Позже Семенов стал купцом 1-й гильдии и почётным жителем города, а его особняк на Светланской, 46 до сих пор украшает исторический центр Владивостока.

Улица Американская носила свое название до 1873 года, когда была переименована в Светланскую — в честь фрегата «Светлана». В мае 1873 году на фрегате «Светлана», с эскадрой вице-адмирала Константина Николаевича Посьета, во Владивосток прибыл великий князь Алексей Александрович Романов. Это был первый визит в город представителя императорской семьи.

40-пушечный парусно-винтовой фрегат «Светлана» был заложен в 1856 году на верфи «Колло и Ко» в Бордо (Франция). Спущен на воду в 1858 году. Водоизмещение 3200 т. Мощность машины: 450 л.с., скорость хода 10.5 узла. Экипаж 24 офицера и 414 матросов. Совершил три кругосветных путешествия, в одно из которых старшим офицером отправился великий князь Алексей Александрович.

Первоначально ул. Светланская была гораздо короче нынешней и заканчивалась в районе современного владивостокского цирка. Далее ее продолжением была ул. 1-я Портовая, затем Афанасьевская, Экипажная и Портовская в районе Луговой. В 1908 году решением городской думы все пять улиц, шедших вдоль берега бухты Золотой Рог, были объединены в одну улицу - Светланскую.

Со временем на Светланской появились особняки и других коммерсантов, в том числе иностранных, т.к. во Владивостоке был введён режим порто-франко (свободный порт). Самыми богатыми и знаменитыми из них стали немецкие купцы Кунст и Альберс, прибывшие во Владивосток в 1864 году, которые за довольно короткий срок превратились в самых богатых людей города. В 1884 году торговый дом "Кунст и Альберс" открыл на Светланской один из первых в мире универмагов. В то время подобные магазины были только в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и... Владивостоке. Даже в Берлине их ещё не существовало, поэтому считается, что первый немецкий универмаг был открыт во Владивостоке, на Светланской, 33. Здания магазина и офисов "Кунст и Альберс" и сейчас украшают центр города необычной для этой части. Одно из зданий фирмы на Светланской, 37 получило необычное народное название "Анадырь".

История такова: это здание в 1900 году построил управляющий фирмой во Владивостоке Адольф Даттан как доходный дом. Первый этаж сдавался в аренду под магазины, а на втором и третьем расположились комфортабельные квартиры. В это время к Даттану из Германии приехала погостить сестра Анна, у которой случился роман с приказчиком фирмы, также германским подданным. В результате они поженились, и Адольф Даттан решил подарить молодоженам квартиру в новом доме. Он привел сестру в новострой, распахнул двери шикарной квартиры на втором этаже и сказал: "Anna, dir!" ("Анна, тебе!" - нем.). Присутствовавшие при этом русские интерпретировали фразу по-своему, услышав в сочетании название чукотского городка Анадырь.

Виды ул. Светланская. Фото: Оксана Воробьёва.

В 1890 году на Светланской был построен Дом губернатора - особняк и резиденция губернатора Приморской области. В 1891 году в этом здании останавливался наследник русского престола, будущий император Николай II. Возвращаясь из своей поездки в Японию, он поучаствовал в трёх важнейших событиях жизни Владивостока: закладке Транссиба, закладке первого сухого дока в порту и закладке первого в городе памятника - адмиралу Невельскому. Об этом гласит мемориальная доска на бывшем доме губернатора. В советские времена в здании располагался дом пионеров Ленинского района Владивостока, а ныне особняк занимает представительство президента России в ДФО.

В 1924 году улица была вновь переименована. Это произошло в связи с трауром, вызванным смертью Владимира Ильича Ленина — улица стала называться Ленинская. В 1992 году решением горсовета главной улице Владивостока вернули прежнее название — Светланская. Инициатором этого переименования стал краевед, писатель, депутат горсовета Борис Дьяченко.

В 1992 году улице вернули историческое название, но справедливость восторжествовала лишь наполовину: первое название улицы осталось в забвении, хотя при переименовании рассматривалось предложение разделить главную улицу города на три части: самой старой из них (от кинотеатра "Океан" до остановки «Лазо») вернуть первое название - Американская, затем до «Дальзавода» - Светланская, а от «Дальзавода» до Луговой - Ленинская. В этом случае историческая справедливость вострожествует. Эти имена сами по себе будут живой иллюстрацией истории улицы и города: досоветской, советской и постсоветской.

Svetlanskaya Street on the Google's Map

"Street's Voice" Gallery