ГУПРовские бараки на фоне строящихся многоэтажек ЖК "Амурский квартал". Фото: Алексей Святенький.

Гупровский городок (ГУПР) - небольшой жилой район в центре Хабаровска, который интересен как минимум по двум причинам:

а) на этом маленьком клочке городской земли остались следы четырех исторических эпох в развитии города. Для относительно молодого и небогатого «культурными слоями» Хабаровска это довольно много.

б) ГУПР в привычном для многих хабаровчан виде скоро исчезнет - его поглотит «Амурский квартал». Это как бы элитный жилой район, который уже начал возводить застройщик.

Да, есть еще и третья причина: ГУПР – родной район для автора. Поэтому можно, подобно герою из начальной сцены фильма «Покровские ворота», походить по обломкам (в прямом смысле) прошлого и поностальгировать.

Оригинальный текст впервые опубликован на блог-платформе "Яндекс. Дзен", воспроизводится на сайте проекта "Голос улиц" с разрешения автора.

Почему ГУПР? В околокраеведческих кругах периодически возникает дискуссия по поводу названия микрорайона. Некоторые говорят, что ГУПР – это аббревиатура, которая расшифровывается как «главное управление политической работы», и якобы это квартал для работников НКВД. Но для старожилов района вопрос по происхождению названия не стоит. ГУПР («Гупровский городок») – это просто «главное управление», в данном случае - жилой квартал для специалистов управления Дальневосточной железной дороги. Откуда здесь появились железнодорожники, расскажем ниже. Итак, что же это за четыре эпохи, которые уживаются на ГУПРе?

Эпоха № 1: Военная

Сначала здесь появились все-таки не железнодорожники, а военные. Хабаровск с самого момента основания в 1858 году развивался именно как военный пост. И одним из основных мест расположения частей и инфраструктуры русской императорской армии стала так называемая Военная гора (потом Тихменёвская, Троцкого, а ныне улица Серышева).

И по сей день на Серышева находится масса военных объектов, в первую очередь, штаб Восточного военного округа и окружной военный госпиталь. Об истории улицы и зданий на ней есть немало информации в интернете. Нас же интересует место, которым в конце XIX-начале XX веков Военная гора заканчивалась. И место это – плац, непременный атрибут любого военного городка. В сети широко растиражирован план Хабаровска от 1911 года, где плац легко найти.

Он находился в границах улиц Тихменёвская (Военная гора, Серышева), Корсаковской (ныне Волочаевская), Тюремная (Джамбула) и участка берега реки Чардымовка (сейчас Амурский бульвар). Примерно в этих границах и расположен современный Гупровский городок.

Сохранились фотографии различных маневров и построений войск на плацу Военной горы. Самые качественные снимки (и даже короткий фильм!) сделали, как ни странно, американцы, а именно – военнослужащие американского экспедиционного корпуса в Сибири (AEF Siberia).

Звучит дико, но Хабаровск – один из немногих российских городов, успевших побывать в годы Гражданской войны под американской оккупацией. Точнее это была иностранная интервенция, там и японцы активно присутствовали. Вообще, Гражданская война на Дальнем Востоке – огромная, спрятанная под слоями советской пропаганды и малоизученная тема. На американских фото запечатлены казаки атамана Калмыкова (тот еще живодер), которые занимаются джигитовкой. Видимо, для американцев это было экзотикой, поэтому эти показательные выступления удостоились отдельной фотосессии.

На фото понять, что это за территория, довольно сложно. Единственный «якорь» - здание на заднем плане. Сейчас в нем располагается транспортная прокуратура (ул. Джамбула, 14). Здание построили в 1911 году для штаба 6-й Восточно-Сибирской стрелково-артиллерийской бригады. Кстати, по первоначальной нумерации оно значилось как Военный плац, 6.

К сожалению, от инфраструктуры плаца на современной территории ГУПРа ничего не осталось. Еще в 50-е годы XX века в глубине Гупровского городка стояла старая военная конюшня, которую в советское время переделали под начальную школу. Ее посещал мой отец, а потом перешел в новую школу № 57, находящуюся на ул. Запарина. Он вспоминал, что его новые одноклассники подшучивали над теми, кто пришел из школы-конюшни на ГУПРе: считалось, что от них всегда воняет конским навозом. Конюшню тогда снесли, теперь на ее месте бараки ГУПРа.

Эпоха № 2: Железнодорожная

«Отгремели залпы Гражданской войны на Дальнем Востоке, пришло время строить новую жизнь» - примерно так, наверное, писали в газете «Тихоокеанская звезда» в 20-30-е годы. Хоть и штамп, но так на самом деле и было – в СССР началась индустриализация, большие стройки и масштабное, хоть и не совсем добровольное, освоение Дальнего Востока. Для всех этих проектов нужны были железные дороги. В Хабаровск хлынул поток специалистов со всей страны, и им где-то нужно было жить. Каждое советское ведомство решало свой квартирный вопрос самостоятельно. На улице Серышева в 30-е годы в здании бывшего кадетского корпуса размещалось управление Дальневосточной железной дороги. Позже, в 40-50-е годы для управления построят помпезное здание на улице Муравьева-Амурского (тогда Карла Маркса). А на пустыре бывшего плаца неподалеку от бывшего кадетского корпуса решили возвести жилой район для работников этого самого главного управления - ГУПР.

С точки зрения архитектуры ГУПР – не самое яркое пятно на карте города. Но он интересен как едва ли не последний в Хабаровске участок комплексной застройки 30-50-х годов, пока еще сохранивший неуловимую советскую, немного патриархальную атмосферу.

В основном здесь представлены типовые двухэтажные бараки. Но по тем временам это было практически элитное жилье. Квартиры тут давали инженерам, железнодорожному начальству. Со временем были проведены канализация, водопровод. В 30-е годы – настоящий подарок для молодых и не очень инженеров, учитывая чудовищный жилищный кризис в Хабаровске, который удалось отчасти преодолеть только в 60-е годы благодаря массовому строительству «хрущевок».

Впрочем, среди стандартных бараков попадаются интересные экземпляры. Например, этот дом, построенный в 1936 году, напоминает какую-то генеральскую дачу. Здесь немало интересных архитектурных решений «барачного» деревянного зодчества, например – внешние лестницы. То есть у жильцов второго этажа есть отдельный вход в свои квартиры, а как такового подъезда здесь нет.

Но самые занятные дома этого района – каменные «сталинки». Например, длинный, занимающий целый квартал дом по ул. Серышева, 46. В 30-е годы он состоял из двух отдельно стоящих каменных «двухэтажек». Но, как уже говорил, жилищный вопрос стоял остро, а в средствах на жилищное строительство железнодорожники, видимо, были ограничены. В итоге эти два дома в 50-е годы объединили в один и надстроили третий этаж. А между ними еще и воткнули дополнительный 5-этажный объем. Следы такой метаморфозы сохранились в нумерации: по «красной линии» Серышева сразу после дома № 46 (объединенного) стоит дом № 52. Потому что дома № 48 и 50 поглотила «матрешка» 46-го дома. Кстати, из-за появления дополнительного этажа, некоторые жильцы устраивали у себя на третьем (!) этаже погреба. Расстояние между вторым и третьим этажом это позволяло.

Но тяга к объединению и оптимизации коснулась только дома на «красной линии». В глубине квартала есть несколько интересных каменных отдельно стоящих двухэтажек, самая занятная из которых – по адресу ул. Шеронова, 116. Это практически таунхаус – небольшая «сталинка» 1949 года постройки на 4 квартиры с собственным садом. К сожалению, более подробной информации об этом интересном доме найти не удалось.

Еще одна «сталинка» на ГУПРе – типичный образец советской застройки 40-50-х годов. Такие дома строили рядом с заводами для рабочих. В Хабаровске похожих зданий немало, причем все внутренние перегородки и лестницы в подъездах там деревянные. Строили их часто даже не из кирпича, а из дешевых шлакоблоков.

У ГУПРа была и своя «управляющая компания» - в железнодорожной терминологии она называлась «служба гражданских сооружений НГЧ-3» и располагалась здесь же. Какое-то время здесь находился ведомственный детский сад. Сейчас – одна из служб ДВЖД. Кстати, на одном из бараков сохранилась старая адресная табличка, на которой и обозначена принадлежность этих домов к железнодорожному домоуправлению.

Гупровский городок в Хабаровске - это микрорайон в центре города, которому вскоре суждено исчезнуть под современной застройкой. Фото: Алексей Святенький.

Эпоха № 3: лихие 90-е

Застройка Гупровского городка завершилась в конце 50-х годов, и вплоть до конца 80-х облик этого тихого микрорайона внешне не менялся. Но после распада СССР все прелести «лихих девяностых» добрались и до ГУПРа. Дальневосточная железная дорога отказалась от обслуживания своего жилого фонда и прочей «социалки». Теперь район принадлежал муниципалитету, а это означало медленную смерть и без того старых и не слишком качественно построенных домов.

Железнодорожники стали постепенно продавать квартиры. В среде местных бизнесменов в те годы было модно покупать просторные квартиры в «сталинках». Чего не скажешь про бараки – их начали заселять многочисленные маргинальные личности. В 90-е на ГУПРе находилось немало «ям» - мест, где торговали наркотиками. А между гаражами, коих также было немало в районе, мы регулярно находили использованные шприцы.

И все-таки знамя «элитности» в 90-е годы Гупровский городок не опустил. Здесь с семьей решил обосноваться известный в Хабаровске авторитетный бизнесмен Геннадий Мальцев. По воспоминаниям старожилов, в глубине квартала, ближе к Амурскому бульвару, находилась небольшая агитплощадка. Это место для сбора местного актива, проведения политинформации и коллективного чтения газеты «Правда». На этом-то пятачке и построил два коттеджа Геннадий Мальцев – владелец многочисленных объектов коммерческой недвижимости, депутат. По слухам, между двумя его коттеджами прорыт подземный ход.

В 90-е для нас, мальчишек из бараков, эти коттеджи казались настоящими дворцами. Рядом с ними парковались дорогие автомобили, и шла какая-то тайная и бесконечно далекая от нас жизнь. Это потом мы узнали, что Геннадий Мальцев баллотировался на выборах губернатора края, где вполне успешно составил конкуренцию самому Виктору Ишаеву. С этим временем связано немало темных историй, о которых иногда любят вспоминать хабаровские журналисты старшего поколения. Мальцев и в те годы, и сейчас, считался достаточно авторитетным человеком «на районе». Сегодня он – один из немногих хабаровских предпринимателей-героев 90-х, которые не просто смогли выжить, но и приумножили свое состояние. Кстати, он же оборудовал спортивную «коробку» за своим коттеджем, на которой мы регулярно играли в футбол.

Эпоха № 4: дорогие и богатые «нулевые»…

…не коснулись жителей ГУПРа. Да, в «жирных» 2010-х годах район по-прежнему пребывал в запустении и легкой маргинализации. На соседних улицах в центре Хабаровска стали расти торговые центры и элитные высотки. Цена за квадратный метр в городе выросла в разы. А ГУПР еще оставался барачным анклавом и заповедником 30-х годов в самом сердце Хабаровска.

Но на самом деле у администрации города давно имелись планы на этот лакомый кусок земли. Проблема была с инвестором – ведь перед строительством нужно расселить около 30 домов и предоставить 240 квартир. Инвестор нашелся только в 2019 году. Им стала компания «Талан» из Ижевска. На территории района компания построит 11 секций многоквартирных домов высотой от 16 до 24 этажей. Вот как будет выглядеть Нью-ГУПР! Кстати, называться все это великолепие будет «Амурский квартал».

Застройка района и снос бараков идет полным ходом. Начали с деревяшек по улице Джамбула и частично Амурского бульвара. Строительство будет вестись в несколько очередей вплоть до 2025 года. Снесут не только бараки, но и каменные строения, за исключением железнодорожной «управляющей компании» и того самого оптимизированного дома № 46 по Серышева.

Безусловно, ГУПРу нужны перемены. Но на мой снобский взгляд старожила, этот район не предназначен для человейников-многоэтажек. В идеальном мире нежадных застройщиков и честных городских чиновников такой район мог бы стать чем-то вроде Амалиенау в Калининграде: районом городских вилл и таунхаусов, с обширными зелеными зонами, спортивными объектами. Многоэтажки, которые построят на ГУПРе, усложнят и без того напряженное автомобильное движение в этом районе, перегрузят коммуникации в центре города.

Про эстетические достоинства человейников вообще не говорю – они на мой скромный взгляд невеликие. Сегодня в городах России реализуется много более интересных с точки зрения внешнего вида проектов многоквартирных домов. Как бы там ни было, судьба ГУПРа решена. Поэтому самое время прогуляться и запечатлеть «уходящую натуру». Через несколько лет снова заглянем на район и посмотрим, каким элитным (или нет) он стал! Возможно, тогда и начнется новая, пятая по счету эпоха ГУПРа.

Гупровский городок на карте Google

Галерея "Голоса улиц"