Вид на "бетонку" - одну из центральных улиц микрорайона ДОС. Фото: Алексей Елаш.

Проект реализуется при поддержке Сбербанка

ДОС – это аббревиатура, которая означает «дом офицерского состава». По сути, это даже не улица, а отдельно стоящие дома с индивидуальными номерами, которые и образуют микрорайон, ограниченный улицей Шкотова, проспектом 60-летия Октября, Восточным шоссе и военным аэродромом, который почему-то имеет позывной «Терек».

Нашему проекту по изданию книги об истории обретения Россией Приамурья "Петербург-на-Амуре" нужна ваша поддержка!

Подробнее: на Planeta.ru и официальном сайте "Петербург-на-Амуре".

Улица «на ДОСах» появилась лишь в 2013 году, когда местные жители вышли с инициативой переименовать дорогу в районе остановки «Южнопортовая», ведущую от проспекта 60-летия Октября вглубь микрорайона, в улицу 202-й воздушно-десантной бригады – в честь 202-й бригады, которая входила в состав Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Бригада дала стране 15 Героев Советского Союза, отличилась во время Великой Отечественной войны при форсировании Днепра и, собственно, с ней связано появление района под названием Большой Аэродром.

С военным аэродромом (точнее, с аэродромом совместного базирования: помимо военных его также используют МЧС, ФСБ, ВКС и МВД) и сегодня связан район, хотя, конечно, концентрация военнослужащих здесь в последние годы сильно сократилась. А ведь еще в конце ХХ века ДОСы были практически полностью вотчиной людей в погонах: министерство обороны само строило здесь жилье, и само его обслуживало. И это наложило определенный отпечаток.

Во-первых, номера домам присваивали в порядке ввода их в эксплуатацию, поэтому дом № 3 может находиться в километре от дома № 5. Во времена, когда отсутствовали навигаторы, работникам экстренных служб приходилось вручную рисовать карту ДОСов с нумерацией домов.

Во-вторых, осталось множество вопросов к качеству строительства. На стройках в советские годы активно использовали труд солдат-срочников, т.н. «стройбат». Солдаты наряду с офицерами не сильно старались, да еще при этом активно распродавали стройматериалы, в итоге некоторые кирпичные дома в буквальном смысле построены не с использованием песчано-цементного раствора, а лишь одного песка. Показательным в этом плане является история ДОС № 62: изначально это был 14-этажный дом, но на рубеже веков он стал сыпаться и «гулять» как раз из-за некачественного строительства.

В итоге четыре этажа пришлось убрать и укреплять каркас здания, а в квартирах, расположенных на третьем и четвертом этажах, пришлось делать дополнительное усиление стен, в результате чего полезная площадь квартир уменьшилась примерно вдвое. Правда, это не помогло, и тогда во всех квартирах кирпичные перегородки заменили на стены из ГВЛ, что сказалось на звукоизоляции. По иронии судьбы после реконструкции дом заселили офицерами той части, которая занималась его возведением. Примерно такая же участь постигла и дом № 56.

Из-за такой дурной славы недвижимость «на ДОСах» не пользовалась коммерческим успехом, но со строительством автомобильной развязки, соединившей Восточное шоссе и улицу Ленинградская, квартиры на «Портовой», «Южнопортовой» и «Юбилейной» значительно подросли в цене.

Кстати, из-за строительства «развязки» пришлось переносить памятник «Самолет»: изначально он стоял на пересечении проспекта 60-летия Октября и Восточного шоссе, но затем его пришлось переместить вглубь микрорайона. При этом на постамент водрузили другой истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Причем у местных мальчишек был своего рода обряд посвящения: необходимо было забраться на самолет по весьма скользкому парапету. Секрет был прост: делать это необходимо было босиком и в сухую погоду. Но этот секрет, конечно же, всем подряд не рассказывали.

Еще одна интересная деталь, связанная с авиацией: в доме № 2 с 1948 по 1951 годы жил Сталин. Василий Иосифович. По одной из версий, его – генерала авиации – на Дальний Восток сослал сам Иосиф Виссарионович после того, как после парада на Красной площади, разбились 2 экипажа ИЛ-28. Иосиф Сталин посчитал это халатностью и отправил своего сына служить на Сахалин, но Василий решил переждать в Хабаровске, где все же было повеселее. Кстати, возможно, из-за этого обмана документов в архивах о пребывании Сталина в Хабаровске не сохранилось.

Современные виды ул. ДОС. Фото: Алексей Елаш.

В более поздние времена, когда микрорайон Большой Аэродром стал активно застраиваться, его проектировали по всем правилам мегаполиса: высотки, крупнопанельное домостроение, в районе остановки «Юбилейная» под проспектом 60-летия Октября сделали пешеходный переход, по которому строем водили солдат-срочников в кинотеатр «Юбилейный» смотреть художественные фильмы. Кстати, тогда остановка называлась не «Юбилейная», а «Больница» - по расположенной рядом деревянной больнице. В середине 80-х годов прошлого века переход закрыли: его постоянно топили грунтовые воды, да и кинотеатр в 90-х закрылся.

Был еще один проект, ориентированный на ДОСы, которому не суждено сбыться: улицу Краснореченская, где с 50-х годов ходил трамвай, решили соединить с проспектом 60-летия Октября и пустить отдельный маршрут. Для этого, когда делали автомобильный мост, соединяющий Первый микрорайон и проспект, на заводе ЖБИ сразу смонтировали трамвайные рельсы, но уже после возведения эстакады стало ясно, что ни один трамвай такой уклон не одолеет. Эти рельсы демонтировали лишь несколько лет назад.

Гарнизон, как еще называют ДОСы, был закрытой территорией: в районе остановки «Южнопортовая» на легендарной «бетонке» (это дорога, выложенная авиационными плитами) стоял КПП. Перед приездом Михаила Горбачева, который посещал Большой Аэродром, его перенесли вглубь микрорайона. Кстати, «бетонка» долгое время была чуть ли не единственной дорогой в гарнизоне, лишь недавно вместо плит уложили асфальт. Впрочем, по словам жителей микрорайона, дорог в гарнизоне никогда толком не было, да и особо не разгонишься - почти весь Большой Аэродром был в зоне действия знака «Жилая зона», который встречается до сих пор.

В наши дни ДОСы прослыли вотчиной такого явления, как «ДВ рэп»: именно в гарнизоне появился основоположник дальневосточного стиля – Crаzy H. За ним подтянулись другие рэп-исполнители, граффитчики, брейк-дэнсеры. Основным местом тусовки был 72-ой ДОС, об этом, кстати, Crazy H вещает в песне «Южный порт», имея ввиду остановку «Южнопортовая». Во время гастролей в Хабаровск «на ДОСы» заглядывали Нигатив и Баста. Последний даже снял в Хабаровске, в том числе и в гарнизоне, клип на песню «Кастинг».

ДОС на карте Google

Галерея "Голоса улиц"