Точка, где улица Тихоокеанская переходит в Руднева. Фото: Алексей Елаш.
Тихоокеанская – одна из самых протяженных улиц Хабаровска. Она идет с юга на север параллельно Амуру, повторяя его изгибы, и соединяет центр Хабаровска с его самым отдаленным районом – Краснофлотским.
Нашему проекту по изданию книги об истории обретения Россией Приамурья "Петербург-на-Амуре" нужна ваша поддержка!
Подробнее: на Planeta.ru и официальном сайте "Петербург-на-Амуре".
Ранее Тихоокеанская называлась Осиповское шоссе, так как вело за город, в Осиповский затон – по названию небольшой деревушки Осиповка на берегу Амура, где позже стали базироваться корабли Амурской флотилии. В 1930 году по этому шоссе катился народный комиссар по военным и морским делам Климент Ефремович Ворошилов, чтобы подняться на борт корабля Амурской краснознаменной флотилии и отправиться выбирать места для будущего завода на месте Комсомольска-на-Амуре, порта Ванино и Владивостокской крепости. Так что связь у улицы Тихоокеанская в сугубо речном Хабаровске с Тихим океаном все же прослеживается.
В самом начале улицы находится хабаровский речной торговый порт, откуда уходят корабли на нижний Амур, в том числе с грузом по так называемому «северному завозу». Когда-то же на его месте находился китайский базар, где гости из Поднебесной, спустившись по Сунгари, торговали прямо с лодок.
Здесь Тихоокеанская максимально приближена к Амуру, и здесь же максимальная концентрация промышленных предприятий, в том числе вредного производства: подышать свежим воздухом явно не получится – специфический запах с Хабаровского нефтеперерабатывающего завода и нефтебазы особенно чувствуется в безветренный день.
Неподалеку остатки былой роскоши: завода «Дальдизель». Это предприятие с историей: основано было в начале XX века как оружейные мастерские, затем переросло в завод «Арсенал». С началом Гражданской войны здесь построили два бронепоезда, а с приходом атамана Калмыкова и японских интервентов именно рабочие «Арсенала» вдохновляли жителей Хабаровска и окрестностей на борьбу, снабжали партизан оружием.
С наступлением мирных времен поменялась и специализация завода: на «Арсенале» стали делать сельскохозяйственные машины, а сам завод теперь именовался «Дальсельмаш». С началом Великой Отечественной войны завод вновь ориентирован на выпуск продукции военного назначения, и лишь в конце 50-х годов завод становится «Дальдизелем» и ближайшие 40 лет будет выпускать дизельные двигатели для кораблей, которые расходились по всему миру. О былом величии завода теперь напоминает лишь Дом культуры, на фасаде которого сохранились объемные буквы «Арсеналец», который находится чуть дальше, в районе, именуемом «Петровка, 38». Этот район, кстати, мало изменился за последние десятилетия: здесь по-прежнему стоят частные домовладения и бараки.
Зато глобальные изменения ждут Тихоокеанскую от границы с Кировским районом и далее на север: в ближайшие три-четыре года планируется расширить ее проезжую часть до четырех полос, возвести подземный и надземный переходы, обустроить тротуары. На все про все хотят истратить 1,5 миллиарда рублей. Правда, в 2017 году планы были более радужные: власти обещали сделать из Тихоокеанской шестиполосную магистраль.
С недостроями на Тихоокеанской вообще беда. Чего только стоит комплекс высотных и объемных зданий, одно из которых ныне занимает Хабаровский краевой суд. Их начали строить еще в начале 80-х годов прошлого века, причем, с привлечением труда заключенных, но с распадом СССР в 1992 году стройка «заморозилась». Предполагалось, что это будет эдакий Дом Печати – по аналогии с Домом Радио, что на площади Славы в Хабаровске: с типографией и редакциями под одной крышей. В 2007 году произошла реновация планов: теперь здесь решили разместить краевой суд, государственный архив Хабаровского края и новый корпус Дальневосточного художественного музея. В итоге удалось заселить лишь служителей Фемиды.
Исторические фото ул. Тихоокеанская.
Напротив недостроев – два крупных ВУЗа: Хабаровский государственный университет экономики и права («Нархоз»), и созвучный с названием улицы Тихоокеанский государственный университет или попросту «Политен». В мае на аллее, ведущей к Политену, особенно красиво: в это время здесь зацветает, как многие думают, сакура. На самом деле, это миндаль двудольный. Хотя, конечно, внешне очень похоже.
Еще дальше на север вдоль Тихоокеанской расположились автодорожный техникум и многочисленные студенческие общежития. Здесь же начинается огромный микрорайон Северный, построенный в последние пару десятилетий XX века.
Безусловной доминантой в этой части не только улицы, но и всего города является телебашня высотой 180 метров. Она была построена в 60-е годы и долгое время обеспечивала телесигналом не только жителей Хабаровского края, но и других дальневосточных регионов.
Следующий приметный объект – автомобильная развязка на пересечении Тихоокеанской и Трехгорной. Сама по себе развязка абсолютно бестолковая, на ней заблудится даже местный. Приметно другое: от этой развязки начинается знаменитая трасса «Амур», которую строили лет 40, а когда наконец-то достроили, то по ней на желтой «Калине» проехался Владимир Путин. И хотя канареечного цвета «Калин» был несколько, а Владимира Владимировича подменял водитель, внешне на него очень похожий, это уже, как говорится, детали.
Недалеко от развязки находится памятный знак «Нулевой километр трассы Чита – Хабаровск», а дорога ведет прямиком на знаменитый амурский мост, запечатленный на пятитысячной купюре.
Рядом и монумент «Бронекатер 302». В годы Великой Отечественной войны он воевал под Сталинградом в составе Волжской флотилии, затем уже в составе Днепровской флотилии принимал участие в освобождении городов Луненец, Пинск и других населенных пунктов Белоруссии. День Победы же встретил у стен рейхстага на реке Шпрее. С 1947 по 1960 бронекатер находился в составе Дунайской флотилии. Затем была долгая дорога на Дальний Восток и с 1969 года он – в составе Амурской флотилии, где успел принять участие в конфликте на советско-китайской границе у острова Даманский. 5 мая 1975 года катер установлен на постамент.
Еще одна достопримечательность этой части Тихоокеанской – «Микрохирургия глаза». Эту клинику 26 августа 1988 года открывал лично академик Святослав Фёдоров. Через восемь лет он, наряду с десятью другими кандидатами, будет баллотироваться на пост Президента России. По мнению многих, это были самые демократичные и, пожалуй, единственные честные выборы в нашей стране.
Здесь же Тихоокеанская плавно переходит в улицу Руднева – главную улицу района под названием База КАФ.