Ленинградская в месте примыкания к железнодорожному вокзалу теперь - тихая улочка. Фото: Алексей Елаш.

Проект реализуется при поддержке Сбербанка

Именно с улицы Ленинградская начинается знакомство с Хабаровском для тех, кто приехал на поезде, так как она проходит вдоль железнодорожного вокзала, а вокзал является, пожалуй, доминантой на всей улице, причем на всем протяжении истории Хабаровска - железнодорожный вокзал, хоть и пережил несколько реконструкций, но остался на своем историческом месте.

Первый вокзал был деревянный, построенный в 1891 году. Он сгорел при захвате Хабаровска японскими интервентами 5 апреля 1920 года. Этим событиям и морякам-амурцам, которые защищали вокзал, посвящена мемориальная доска на фасаде, который смотрит на перрон.

Новый – каменный – вокзал строили с 1926 по 1935 годы. В 60-е годы его снесли и под самый занавес 1966 года построили новый, в советском стиле, выполненный из стекла и бетона, без изысков в архитектурном стиле. Но была достигнута главная цель – увеличение пропускной способности в три раза. В XXI веке железнодорожный вокзал вновь был реконструирован, вернувшись к виду первого каменного вокзала, но с современной начинкой.

К примеру, на центральном фасаде установлены часы, которые синхронизируется через спутник с атомными мировыми часами. Циферблат весит 70 килограммов, тогда как сам часовой механизм - всего порядка двух килограммов. Сделаны вокзальные часы были в Москве по спецзаказу. На южной стороне был восстановлен памятник с двуглавым орлом, посвященный строителям Уссурийской железной дороги.

В 1958 году, к 100-летию Хабаровска, на привокзальной площади был установлен памятник Ерофею Павловичу Хабарову – первопроходцу амурских земель. Многие, кстати, думают, что именно Хабаров основал Хабаровск, но это не так: Хабаров ходил по Амуру за 200 лет до появления Хабаровки, да и вообще каких-либо поселений на Амуре. Неискушенным жителям и гостям города, особенно тем, кто прибыл в Хабаровск на поезде, часто задают вопрос с подвохом: в какой руке Хабаров (имеется ввиду памятник) держит шапку? На самом деле она у него на голове, в левой же руке он держит свиток – предположительно с описанием амурских земель, а правой придерживает шубу. Кстати, до реконструкции привокзальной площади в первой декаде 2000-х годов вокруг памятника было организовано круговое движение. Теперь же здесь пешеходная зона, да и в принципе в Хабаровске практически не осталось автомобильных колец.

Интересно, что в советские годы наполнение привокзальной площади происходило с учетом потока туристов и спортсменов, которые ехали по Транссибу транзитом в Токио, где в 1964 году проходили летние Олимпийские игры. Например, кафе «Стрела», на месте которого теперь располагается торговый центр «Ерофей», сооруженное из стекла, пластика и бетона было нацелено, в первую очередь, на интуристов.

До 1960 года паровозы, приближаясь к железнодорожному вокзалу, давали протяжный гудок. Но затем по просьбе жителей близлежащих улиц, в том числе и Ленинградской, от этой практики отказались.

До декабря 1938 года Ленинградская носила имя Николаевская, в честь посещения города наследником престола цесаревичем Николаем в октябре 1890 года. При этом считается, что тогда же он дал старт строительству первого железнодорожного вокзала в Хабаровске. Позже Николай II стал русским императором, как оказалось, последним – в 1917 году его вместе с семьей расстреляли в Екатеринбурге. 26 декабря 1938 года Николаевская была переименована в Ленинградскую. Так имя царя было стерто с карты Хабаровска. Кстати, в этой связи удивляет тот факт, что целый город в Хабаровском крае, названный в честь императора – Николаевск-на-Амуре – не был переименован в советские годы.

Кстати, Ленинградской улицу назвали не в честь города на Неве, а в честь строителей, которые приехали в Хабаровск из Ленинграда строить завод – будущий «Дальэнергомаш», и дома для рабочих завода. «Дальэнергомаш» десятилетия был одним из самых крупных на Дальнем Востоке: его продукция – промышленные турбины - поставлялись по всему миру в страны советского блока. Сегодня в цехах завода – торговые комплексы, к Дому культуры «Дальэнергомаша» пристроили бизнес-центр «Энерго плаза», а совсем недавно с крыши заводоуправления убрали последнее, что напоминало об эпохе «развитого социализма» - огромные буквы надписи «Дальэнергомаш».

Исторические виды ул. Ленинградская.

Сегодня Ленинградская – оживленная городская магистраль, через нее проходит транзитный поток машин, и здесь часто приходится стоять в пробках, это так называемое «узкое горлышко». В районе переулка Батарейный Ленинградская переходит в Восточное шоссе – там, где начинается эстакада над Транссибирской магистралью. А вот с другой своей стороны, ближе к железнодорожному вокзалу, улица Ленинградская потеряла свою былую значимость. Виной тому переулок Ленинградский, который в начале «нулевых» сделали основной транспортной артерией. Таким образом улица Ленинградская от Батуевской ветки до железнодорожного вокзала сегодня – тихая улочка, по которой редко ездят машины и больше не ходит общественный транспорт. На этом же отрезке расположен деревянный Христорождественский храм, построенный еще в начале XX века и удивительным образом переживший времена Советского Союза. Кстати, свое второе (но не последнее) перерождение он пережил во время Великой Отечественной войны, когда по всей стране разрешили открыться храмам.

На этом отрезке улицы вообще много чего сохранилось из разных эпох. К примеру, до сих пор можно встретить бетонные клумбы, обрамленные мозаичной плиткой. Или железнодорожные вагоны, переоборудованные под гостиницу.

В стороне от основной дороги «спрятался» исторический особняк (Ленинградская, 71). Во время прокладки Уссурийской железной дороги в нем располагались столовая и хлебопекарня для солдат-строителей. После того, как стальные рельсы были протянуты, железнодорожный батальон был переброшен, а здание отдали приходскому училищу. В 1980-х годах надстроили еще один этаж и дом отдали пионерам Железнодорожного района. Сегодня здесь центр внешкольной работы.

Исторические особняки сохранились и на пересечении улиц Ленинградская и Ким Ю Чена. После окончания русско-японской войны 1904-1905 годов стало ясно, что на Дальнем Востоке все плохо с медицинским обеспечением. Для решения проблемы стали создавать сеть складов для имущества Красного Креста. В 1907 году у местного лесопромышленника Архипова «отрезали» три тысячи сажень земли, а на деньги графа Орлова-Давыдова построили три каменных дома: двухэтажное общежитие для служащих (ныне это Ленинградская, 47), пакгауз (или склад по-современному) и здание Приамурского окружного управления Российского общества Красного Креста.

Более памятников архитектуры в сторону бывшего «Дальэнергомаша» не сохранилось, да и места те стали активно осваиваться лишь при советской власти. К примеру, в поселке завода имени Кагановича (именно так изначально назывался будущий «Дальэнергомаш», и был он авторемонтным, а затем танкоремонтным) летом 1955 года пришлось засыпать овраг, уложив 18 тысяч кубометров грунта, чтобы продолжить строительство жилых кварталов для рабочих завода. Места их компактного проживания получили название «Соцгородок».

На перекрёстке улиц Ленина и Ленинградская перед заводоуправлением в 1972 году был установлен обелиск, посвящённый 50-летию образования Союза ССР. За характерный внешний вид хабаровчане называли его «балалайка». В 2000-е годы при реконструкции магистральных городских улиц обелиск был признан «не имеющий ни исторической, ни художественной ценности» и демонтирован. Тогда же тупиковую Ленинградскую с помощью автомобильной эстакады соединили с Восточным шоссе, в результате чего «ленинградка» превратилась в крупную транспортную магистраль. На месте соцгородка появился новый микрорайон, получивший название Рабочий городок.

На пересечении Ленинградской и Карла Маркса высится автомобильная развязка – одна из первых, построенных в постсоветский период. Она проходит на уровне второго этажа жилой пятиэтажки (Карла Маркса, 78) и при строительстве всем жильцам, чьи окна выходят на Карла Маркса, обещали пластиковые окна – страшно дорогая штука в 2000-ом году! Но, как видно, обещание осталось невыполненным. Кстати, до 60-х годов ХХ века на этом месте тоже был овраг. Его засыпали, а студенты расположенного неподалеку пединститута разбили сквер. Хотели еще поставить памятник Карлу Марксу, но этого не случилось.

Зато появился другой памятник. На пересечении Ленинградской и Синельникова в мае 2009 года, к 151-летию Хабаровска, в подарок от жителей китайского города Цзямусы был установлен Монумент Дружбы. Таких китайских памятников-новоделов в Хабаровске несколько, самый приметный из которых, памятник Балалайке и Пипе на Амурском бульваре.

Если посмотреть окончание Ленинградской (от железнодорожного вокзала до пересечения с Серышева), то здесь самое приметное строение – водонапорная башня 1897 года постройки. Она предназначалась для создания нужного давления при заправке паровозов на станции Хабаровск-I. В годы Гражданской войны она была разрушена и восстановлена в 1923 году. В «лихие 90-е» башня стала административным зданием платной автостоянки. Это официально. На самом деле это была своего рода «штаб-квартира» одной из группировок Хабаровска, так называемых «анчиковских» (по прозвищу лидера - Анчик), где круглосуточно дежурили «бригады», готовые в любой момент выехать на «решение вопросов». Здесь же можно было узнать «на прогоне» об украденной барсетке или угнанном автомобиле, и при соблюдении определенных условий – вернуть утраченное.

Примечательно, что «на башне» ставили свои привезенные из Японии автомобили, в том числе и «конструкторы», сотрудники расположенной неподалеку ГИБДД. Была такая негласная договоренность между бандитами и силовиками: у «гаишников» не угоняли машины, а инспекторы, в свою очередь, не наказывали нарушителей, которые попадались на дороге за рулем, для этого им выписывали специальные пропуски, причем, именные: с фотографией, фамилией и должностью «охранник стоянки «Башня».

Примечательно, что у Ленинградской есть свой праздник - «День улицы Ленинградская». Его лет 10 назад придумали педагоги детско-юношеского центра «Восхождение», взяв за точку отсчета октябрь, когда улице было дано первое название. Со временем праздник стал традицией.

Улица Ленинградская на карте Google

Галерея "Голоса улиц"